Как фотографировать лошадь в студии
Или особенности студийной фотосессии лошадей.
Пролог =>
Давно я хотел написать статью об том, как же правильно использовать фотооборудование для такого особенного объекта съемки как лошадь. И вот, наконец собрался и написал. Сразу оговорюсь, что эта статья написана не для начинающих фотографов, а для тех кто уже практиковался в студийной фотосъемки и при слове моноблок у него не возникают ассоциации с яблочными компьютерами.
Начнем с того что до появления лошадей в моей жизни, я активно снимал в студии людей, кошек, собак и некоторые другие объекты живой и не живой природы. Однако, все эти объекты объединило одно - они все влезали в студию Но тут появилась лошадь которая: а) довольно крупное животное, б) не может стоять на одном месте и не слушает команды хозяина. Эти две особенности разрушали шаблоны и заставили не только задаться вопросом – "как фотографировать лошадь в студии?", но и переучиваться. К сожалению, большинство конных фотографов не используют студийное оборудование при съемке лошади. В подавляющем большинстве случаев в качестве источника света используется солнце, а единственным предметом из студийного оборудования, который используют некоторые фотографы, является отражатель. Это объясняется тремя факторами: а) студийное оборудование дорого и не каждый фотограф может позволить себе потратить сотни тысяч рублей на его покупку, б) лошадь нельзя привезти в обычную студию, а значит, студию придется вести к лошади, а для этого нужен автомобиль. в) съемка лошади со студийным оборудованием, достаточно сложный процесс.
Наверно единственным конным фотографом России, который использует активно студийное оборудование, является Светлана Петрова, но к сожалению она не дает открытых семинаров и следовательно перенять её опыт не получится. Поэтому мне пришлось учиться самому и на своих ошибках.
Глава 1 – Подготовка
1. Помещение. С ним нужно определиться до фотосессии в обязательном порядке.
Студийное оборудование достаточно нежно, по этому для его размещение нужно выбирать крытое помещение с более-менее ровным полом, защищенное от ветра и влаги с постоянной плюсовой температурой воздуха и оборудованное хотя бы одной электрической розеткой, в которой есть ток. Помещение должно быть достаточно большим по площади, чтобы в него поместилось не только фотооборудование, но и лошадь. Идеально подойдет манеж, в худшем случаи проход в конюшни или ангар. Если совсем всё плохо с помещениями, то в летний период года, можно выставить оборудование и на улице, но тут есть множество рисков, которые нужно понимать и учитывать, поэтому не советую так делать, ибо ни одна фотосъемка не окупить потери даже одного моноблока.
2. План-схема. Предположим, что вы узнали кого, когда и где вы будите фотографировать. Теперь вам нужно создать план-схему того, как вы будите это делать. Идея план-схем не нова, её используют постоянно фотографы-профессионалы, которые работают с не профессиональными моделями. План-схема нужна чтобы модель поняла как ей стоять, куда смотреть и что в итоге должно получится. Для фотографа план-схема так же важна, поскольку он может заранее подобрать схемы освещения, которые ему интересно опробовать при съемке.
Пример план-схемы
И так что мы видим? Видим где и как будет располагаться осветительное оборудование, какие модификаторы будут надеты на моноблоки, какая высота стоек нужна для того, или иного источника света, какая мощность, где основной/ведущий свет, где контровой, где заполняющий и тд. Это позволит фотографу быстро сориентироваться на месте и поставить оборудование так как планировалось, представить как фотографировать лошадь. Далее мы видим, что имеется лошадь и её расположение относительно фона и фотографа. Это нужно чтобы показать человеку при лошади, как должна расположиться лошадь. Так же имеется фотография того, что в итоге должно получится при этой схеме, она тоже нужна человеку, чтобы он мог понимать, как поставить лошадь.
Таких план-схем может быть несколько, но не нужно увлекаться и пытаться попробовать все схемы, что вам пришли на ум. Помните лошадь, как и человек, устанут уже после часа съемки и начнут капризничать, поэтому умерьте свой аппетит.
3. Оборудование. Теперь, когда вы составили план-схему, вы точно знаете, какое оборудование вам понадобится для реализации ваших планов, а какое останется в студии в покое.
Например, для реализации схемы, что предложена выше понадобится:
- три моноблока мощностью не менее 600 Ватт каждый
- три стойки по 2 метра
- три радио синхронизатора. Именно радио, поскольку световые синхронизаторы могут пугать лошадь своими управляющими "вспышками" и результат вас может не устроить. К тому же от фотографа до моноблока может быть большое расстояние, что не позволит запустить их через световые ловушки.
- октобокс
- зонт
- портретная тарелка с сотами
- система крепления фонов высотой больше 3 метров и шириной больше 6 метров. С фоном конечно же. Однако стоит отметить, что если помещение достаточно просторно, то можно обойтись и без фона, но при этом расстояние от ближайшего осветителя до задней стены помещения должно быть не менее 15 метров
- Дистанционный пульт управления моноблоками. Да, это очень важная штука. Практически все современные линейки студийных осветительных приборов, имеют возможность управляться дистанционно при помощи специального пульта. Это очень помогает, поскольку для изменения настроек моноблока, вам не нужно будет бежать к нему, а потом, обратно на исходную позицию. Всё можно сделать, не сходя с места. А всяческие бега вокруг лошади, обычно лошадь пугают.
4. Цветовая гармония. Белая одежда всадника и темный конь – это самое страшное, что может случится. :) Если лошадь фотографируется не одна, а с человеком, то постарайтесь договорится с ним, чтобы он оделся в цвета нейтральные, или гармонирующие с мастью лошади. Если лошадь будет вороной, а всадник в белых одеждах, то вы умучаетесь потом перестраивать свет и корректировать всё это добро в RAW-конвертерах, чтобы выровнять освещенность и не допустить засветок, или ухода в тени. Так что думайте об этом заранее.
Ну вот и всё, вы узнали кого, когда и главное как вы будите фотографировать лошадь и подготовились к этому процессу. Теперь пора поговорить о самой съемке.
Глава 2 – Съемочный процесс.
Главный враг фотографа снимающего с использованием студийного света, это солнце. Солнце мощнее любой "вспышки", это нужно всегда помнить. По этому дабы избежать ненужных бликов и засветок, нужно снимать там, где солнце не видно, или тогда когда солнца нет. Если вы снимаете в солнечный день, в манеже с кучей окон, то вы заранее обрекаете себя на провал. Поэтому если в помещении есть большие окна, фотографируйте только после того как солнце зайдёт и не будет вам мешать.
1. И так, вы зашли в помещение, в котором нет солнца. Приступаем к монтажу оборудования. Нужно обязательно понимать, что сама сборка и монтаж оборудования занимает от 30 до 60 минут, то есть вы не начнете фотографировать сразу после того как приедете, и не уедите сразу после того как закончите фотографировать, ибо демонтаж тоже отнимет больше получаса. Этот временной фактор нужно учитывать при согласовании времени съемки с Заказчиком. В противном случаи, вы рискуете получить негатив от вашего клиента.
2. Оборудование смонтировано и фон установлен.
Тут нужно обратить внимание на две отличительные особенности:
- звуковые сигналы моноблоков нужно отключить. Биппер сообщающий о готовности "вспышки" к работе, может напугать лошадь.
- Провода должны быть белого цвета. Это важно поскольку лошадь боится контрастов и если она видит нечто длинное и ярко белое на темном полу, то она постарается на это не наступать, а вот на черный провод который сливается с полом, она наступит точно ;) По этому все удлинители лучше брать белого цвета.
3. Расставляем фотооборудование согласно план-схеме.
Особое внимание уделите осветителю, что расположен позади лошади. Зрение лошади устроено немного по-другому чем у человека, она достаточно не плохо видит и то, что происходит у неё позади. Резкие импульсы с ярким светом и звуковыми эффектами, могут сильно напугать её. Поэтому занижайте мощность "вспышки" что расположена позади, по возможности используйте соты, или конический модификатор (тубус).
Все моноблоки нужно расположить на расстоянии более 2 метров от лошади, это то минимальное расстояние на котором лошадь еще не чувствует серьезной опасности от незнакомого статичного предмета. Провода питания должны располагаться таким образом, чтобы образовалась буква "П", то есть одна из сторон должна быть полностью свободна от проводов, это нужно чтобы лошадь могли завести в зону съемки и она имела возможность в случаи чего, спокойно уйти из зоны съемки.
4.Познакомить лошадь с новым. После того как вы собрали оборудование, расставили его по местам, вам нужно заводить в зону съемки лошадь. Лошадь ни когда не видела студийное оборудование и это 100% заставит её волноваться. Как фотографировать лошадь, которая волнуется и нервничает, я тут писать не буду, ибо лучше фотографировать лошадь спокойную. По этому, попросите чтобы человек при лошади провел лошадь по зоне съемке, дал ей понюхать (и даже попробовать, в случаи с фоном) фотооборудование. Это необходимо чтобы лошадь поняла, что не стоит опасаться этих светящихся штук (всегда работайте с пилотным светом).
5. Ознакомьте человека при лошади с план-схемой. Попросите его поставить лошадь, так как там нарисовано.
6. Пристрелка. Всё сделано, лошадь стоит как нужно, оборудование тоже. Теперь нужно "пристреляться по свету", тут вам как раз сильно понадобится пульт дистанционного управления моноблоками. Ну и после того как вы поймете, что свет настроен, можно уже приступать к съемке.
7. Смена схемы съемки. Если вы закончили с одной схемой, а для другой нужно переставить фотооборудование, то не нужно делать этого при лошади. Попросите вывести её из зоны съемки и далее просто спокойно поменяйте схему освещения. Потом просите завести лошадь обратно и снова приступайте к пункту 6.
В заключении хочу отметить две важные мелочи:
- Нужно понимать, что лошадь не собака и не слушает беспрекословно хозяина. Она будет гулять по зоне съемки, периодически выходя из зоны освещения, будет поворачиваться и моргать тогда когда это вам не нужно. В общем, будьте готовы, что лошадь стоять на одном месте не будет, поэтому делайте больше кадров, авось какой получится, ну и конечно следите за тем, чтобы лошадь всегда была в зоне освещения.
- Поощряйте лошадь. Хвалите лошадь, они всё понимают. Если лошадь умничка, то дайте ей сахарок. Именно сахарок, а не яблоко, морковку, или сухарики! Потому что сахарок не окрасит слюну лошади и вам потом не придеться затирать в графическом редакторе эти цветные слюни.
Ну вот и всё,я попытался коротко рассказать азы того как фотографировать лошадь с применением студийного оборудования, надеюсь что своей статьей помогу тем фотографам что захотят поэкспериментировать со студийным освещением и лошадью Удачи !